1:2=2
1:2=2

ВИКИНГИ, ИСЛАНДЦЫ

При образовании народов нарушаются «арифметические правила», касающиеся не только сложения, но и деления. Если народ распадает­ся, в силу каких-то причин, на две части, то обе эти половинки могут стать самостоятельными народами. История человечества знает тому множество примеров. А причины разделения могут быть самыми разными. Иногда это просто бывает результатом расселения народа по новым землям.

Такой случай лучше всего демонстрирует судьба народов, ведущих свое происхождение от средневековых норвежцев. Было время, когда норвежские викинги наводили ужас на Европу, Северную Африку и Западную Азию. Поразительные истории рассказывают об отваге, си­ле и жестокости этих морских разбойников, умевших драться и на суше. Экипаж одного корабля выходил порой на битву против целой армии.

Но нас сейчас интересует не сама по себе у даль древних норвежцев, а то, что она привела их в Англию, в Северо-Западную Францию, в Сицилию и многие другие земли, от Ирландии до Византии, где викинги нередко поселялись навсегда. Они основывали королевства, княжества и герцогства... Но всюду, где норманны селились среди других народов, они в конце концов с этими народами сливались в одно целое. Нормандия — сегодня только область Франции, и ничто в Сицилии или Ирландии не напоминает, что значительной частью их правили норманны. Подчиненные им когда-то племена все-таки были «дома», им и стены помогали. Снова и снова побежденные одержива­ли победу над победителями там, где оружием и полем битвы служи­ли язык и культура.

Но вот на северном острове Исландия норманны не встретили на­рода, который они могли бы покорить, чтобы стать затем его частью. Правда, еще в VIII веке новой эры здесь поселились ирландские мо­нахи, которые избрали себе путь отшельничества в этой пустынной стране. Но монахи — монахи и есть, и потомства они оставить не могли.

Редкий случай — историки точно знают конкретного человека, ставшего «отцом-основателем» целого народа. Этого счастливца звали Ингольвур Арнарсон (то есть сын Арнара). Вместе со своими чадами и домочадцами он перебрался в Исландию в конце IX века. По обы­чаю тогдашних норвежцев, он взял с собою в путь через море два священных столба, стоявших в его доме у почетного сиденья; при приближении к берегу новой земли столбы бросили в море, решив поселиться там, где волны выбросят их на берег. Только через три го­да рабы Ингольвура нашли эти столбы на берегу, далеко от места первоначального поселения. Но Ингольвур немедленно перебрался туда, где нашли столбы. Эти столбы сохранились и сегодня — в гер­бе исландской столицы Рейкьявика, который стоит на месте поселе­ния Ингольвура Арнарсона.

Исландская «Книга о заселении страны» перечисляет еще около четырехсот первопоселенцев, рассказывает о их жизни, цитирует со­чиненные ими стихи.

Исландцы представляют собой редкий случай еще в одном отно­шении. По-видимому, это единственный народ, предков которого на протяжении одиннадцати столетий мы знаем поименно в таком коли­честве. Конечно, не всех предков, но столь высокий их процент, что исландская история представляет собой клад для генетиков, а не только для археологов, этнографов и литературоведов.

Сейчас в Исландии живут, как считают, двадцать восьмое — двадцать девятое (средним счетом) поколения народа.

Исландцы создали замечательные саги, большая часть которых посвящена кровавой родовой борьбе на острове.

В популярном исландском издании «Саг об исландцах» и «Рас­сказов об исландцах» — двенадцать томов. В них упоминается в об­щей сложности около семи тысяч человек, живших между 930 и 1030 годом.


Советский скандинавист М. И. Стеблин-Каменский пишет:

«Саги об исландцах» образуют вместе как бы одну «Человече­скую комедию», в которой действуют или упоминаются чуть ли не все «активные граждане» Исландии первого века «народовластия», другими словами — все исландцы этой эпохи, кроме рабов, челяди и домочадцев».

Надо сказать, что вскоре после начала заселения. Исландии на ро­дине Ингольвура, в Норвегии, произошли события, чрезвычайно важ­ные для будущего Исландии. Норвегия была объединена под властью общего для всей страны короля. Он подчинил себе прежних правите­лей областей, многие из которых не пожелали покориться и были из­гнаны или сами уплыли за море, бросив родовые владения на произ­вол судьбы. Значительная часть этих родовых вождей прибыла в Ис­ландию. Они везли с собой, кроме все той же гордости и стремления к независимости, прекрасные легенды древнегерманских племен; большинство этих легенд сохранилось только благодаря особым ус­ловиям Исландии.

На острове возникла удивительная республика, единственной официальной властью которой был альтинг — собрание «наиболее сведущих людей», а фактически родовой знати.

Две недели каждое лето альтинг обсуждал положение страны и разбирал судебные споры — увы, более чем частые в условиях, ког­да кровная месть была не исключением, а правилом.

Это норвежцы и исландцы открыли в то время Гренландию и Се­верную Америку. Кстати, следы их крови, по-видимому, обнаружили современные американские антропологи во внешнем облике индей­ского племени сиу.

Исландцы часто делали набеги на берега Англии, Шотландии и особенно Ирландии, привозя оттуда рабов н рабынь, потомки кото­рых от смешанных браков с коренными исландцами стали одной из составных частей народа.

Великий исландский писатель Халдор Лакснесс показал в своих романах, в частности, как пытались капиталисты развивать в ис­ландцах национализм, патетически вопрошая, кто они: вольные нор­манны или потомки ирландских рабов. На самом деле исландцы — потомки тех и других, хотя доля норвежской крови гораздо больше (как полагают ученые, среди первопоселенцев норвежцев было около 85 процентов) и культура и язык тоже бесспорно восторжествовали на острове норвежские. Не исключено, между прочим, что среди пер­вых исландцев были и славяне.

Много новых народов отделилось от старых корней. На Фарерских островах Атлантического океана живет еще один маленький на­род — фарерцы, как и исландцы связанный своим происхождением с норвежцами.

* * *

Большинство населения Аргентины — потомки испанцев, и ар­гентинский народ можно считать отпочковавшимся от испанского.
 
Якуты связаны по происхождению с племенами, ставшими основой и современного бурятского народа. Часть этих племен много лет назад двинулась на север, оставив прародину «за горами, за лесами».

Переселения, переселения... Сколько их было в истории!

Жили три брата: Лех, Чех и Рус. Размножилось их потомство, стало им тесно, и решили братья разойтись на новые земли, но обе­щали друг другу помнить родство. Так будто бы произошло когда-то разделение единого славянского народа. Придумана легенда была спустя сотни лет после самого события, и все-таки это объяснение, такое слишком простое на вид, до сих пор иногда что-то объясняет, и не только для славян. Перекликается эта легенда с другой, о том, как разошлись библейский патриарх Авраам и его племянник Лот.

У этих двух скотоводов, согласно Библии, размножился скот, и их пастухи начали ссориться и драться из-за пастбищ. В конце концов Авраам заявил Лоту: «Да не будет раздора между мною и тобою и между пастухами моими и твоими, ибо мы родственники. Не вся ли земля пред тобою?.. Если ты налево, то я направо, а если ты на­право, то я налево».

Да, в условиях, когда свободной или относительно свободной зем­ли много, роды и племена разделяются и расходятся в разные сторо­ны по собственной воле: «Не вся ли земля пред тобою?»

Но все эти примеры появления народов и племен в результате разделения народов и племен более старых, включая пример библей­ский, кажутся очень недавними, если вспомнить, что в первобытном обществе с древнейших времен именно такое разделение было глав­ным способом образования новых этносов.

Первые человеческие общества — может быть, их надо назы­вать, еще не предплеменами даже, а стадами — делились на части, расходившиеся в разные стороны, чтобы в конце концов заселить пла­нету. И каждая часть прежнего единства постепенно все больше отли­чалась от другой — по языку и культуре, и люди, принадлежавшие к каждой такой части, уже не считали членов другой части своими...

Очень давно идет этот процесс, но, как вы видите, он не кончил­ся и сегодня.

ЧУКЧИ, КОРЯКИ, ЮКАГИРЫ, ЭВЕНКИ

А порою две части одного народа оказываются разделенными не океаном или горами, а другим народом в результате, например, вражеского нашествия.

Когда-то, лет шестьсот—семьсот назад, нынешние народы Северо-Востока СССР — чукчи и коряки — говорили на диалектах общего языка и ощущали, в общем, себя членами одного этноса.

Но в XIV—XV веках часть общей территории чукчей и коряков заняли пришедшие с запада юкагиры, которых, в свою очередь, тес­нили якуты и эвенки. Юкагиры проникли вплоть до долины реки Анадырь, втиснулись между родственными родами местного населе­ния и разделили его на две части. Сначала разделенные части пле­мен хранили память о недавнем родстве, потом оно стало казаться чем-то давним, и, в конце концов, к XVIII веку между чукчами и ко­ряками уже происходили довольно тяжелые войны. К этому вре­мени юкагиры, в прошлом один из самых многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, перестали играть на Чукотке ка­кую бы то ни было роль. Но чукчи и коряки уже стали разными этносами...

КАЗАХИ, НОГАЙЦЫ, КАЛМЫКИ

В нашей стране есть большой казахский народ, образовавший собственную Советскую Социалистическую Республику. И есть сов­сем небольшой сейчас народ, живущий в основном на Северном Кав­казе, — ногайцы. Было время, когда ногайские ханы правили зна­чительной частью Поволжья, а ногайцы кочевали и по всему Север­ному Причерноморью. Это время давно ушло, а значительная часть прежних ногайцев, по-видимому, была растворена другими народами.

Казахский и ногайский языки чрезвычайно близки, схожа и внешность казахов и ногайцев. Еще в начале XVII века ногайцы бы­ли соседями казахов, поскольку занимали часть Нижнего Поволжья и Южного Урала. Не исключено, что ногайцы слились бы постепен­но с родственным казахским народом, но в XVII веке, как не раз случалось за последние двадцать пять веков. Центральная Азия по­слала на запад новую волну племен. На этот раз отсюда вышли пле­мена калмыков.

До сих пор спорят исследователи, по каким причинам калмыки покинули западные провинции императорского Китая. По-видимому. важную роль тут сыграли притеснения китайских чиновников, а кро­ме того, в начале XVII века запад Китая потрясали и народные вол­нения и феодальная междоусобица.

Калмыки пересекли всю Среднюю Азию и вышли в низовья Вол­ги. заняв здесь и территорию, на которой сейчас расположена Кал­мыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика. При этом они и отделили казахские земли от ногайских.

Великий казахский просветитель XIX века Чокан Валиханов писал:

«Предания казахов, относящиеся к этому времени, отличаются мрачным, погребальным характером. Чужеземные враги стесняют их с родных мест... разрывают родственный союз казах'и ногай... Зна­менитый в степях плач на раздвоение ногайцев и казахов играется до сих пор степными музыкантами,.. и исторгает слезы у старых ак­сакалов».

Сами же калмыки не случайно носили свое имя, по-видимому, означающее по-монгольски «отставший» или «отделившийся». Они ведь действительно отделились от родственных монгольских пле­мен ойратов и стали тем самым в конце концов новым народом.

Бывает, что народ оказывается разделенным на части и благода­ря более сложным политическим событиям. Очень вероятно, что, если бы не монгольское завоевание, Древняя Русь не оказалась бы рассе­ченной межгосударственными политическими границами и из единой древнерусской народности не возникли бы три братских, но разных народа: русский, украинский, белорусский.

Впрочем, это уже ближе к теме другой главы, которую так и мож­но назвать...
 
 
Ссылки

 
Сегодня сайт смотрели 49 посетителей (66 хитов)
Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно